Работа с пользователями
Информационные системы часто состоят из трех компонентов: центральной, наиболее широко используемой базы данных, содержащей большую часть данных фирмы; нескольких функциональных баз данных (например, систем бухгалтерского учета), к которым обращается более узкий круг программ; а также, возможно, нескольких узкоспециализированных баз данных, к которым обращаются отдельные приложения (например, база данных учета материалов). Важный организационный принцип состоит в том, что общим результатом создания информационных систем является централизация значительной части данных компании.
Централизация данных обычно исключает индивидуальное владение данными и, таким образом, снижает их избыточность. Владение и управление данными передается центральному словарю данных, который поддерживает запись о владельце и возможности использования каждого элемента данных. Такой перенос управления может вызвать сопротивление некоторых пользователей. Преодолеть сопротивление можно при помощи активного просвещения пользователей: знакомства их с преимуществами технологии базы данных, разъяснения того, каким образом база данных может сделать более эффективной и эффектной их работу. АБД в сотрудничестве с руководством должен заниматься таким просвещением.
Решение об установке базы данных обычно означает согласие на значительные изменения работы организации на операционном уровне. АБД может сделать такие изменения более приемлемыми для работников, пропагандируя базу данных до начала ее создания. Важность подготовки ключевых работников к использованию базы данных трудно переоценить. Некоторые аспекты их текущей работы могут быть упразднены с введением базы данных, и стандартная работа систем и программ может значительно измениться. В подготовку желательно включить презентации для менеджеров, учебные семинары для персонала и, возможно, приглашение консультантов со стороны. Обучение обычно является наиболее важным элементом подготовки к изменениям.
Обучение должно дать персоналу широкое представление о функционировании данных как составной части информационной системы компании, а также специальные знания о том, как пользователи могут применять систему в своей ежедневной работе. Для того чтобы обучение было полным, оно должно рассматриваться как непрерывный процесс, подталкиваемый приемом новых работников, приобретением нового программного обеспечения, разработкой новых приложений и усовершенствованием старых.